Data Award 2022: итоги четвертого сезона конкурса
Награды Data Award практически во всех номинациях стали корпоративными, то есть присуждались не конкретным персонам, а компаниям. Извлечение ценности из данных было признано «командным видом спорта», что и сместило фокус премии на работу с данными, а также отразилось в изменении названия
В нынешнем году произошел трехкратный рост числа участников. В итоге до финиша дошли 49 претендентов, которые создали мощную конкуренцию в нескольких номинациях.
19 мая состоялась церемония награждения лауреатов конкурса на соискание премии Data Award 2022, организованного издательством «Открытые системы» и порталом «Директор информационной службы». Награды (ранее премия была известна как CDO Award) нашли своих героев уже в четвертый раз. В этом году победителей определяли в восьми номинациях, а кроме того, партнеры церемонии специальными призами отметили номинантов, которые немного не дотянули до победы.
Важно сказать, что награды Data Award практически во всех номинациях стали корпоративными, то есть присуждались не конкретным персонам, а компаниям. Вместе с тем на конкурсе впервые появились групповые заявки. Извлечение ценности из данных было признано «командным видом спорта», что и сместило фокус премии на работу с данными, а также отразилось в изменении названия.
В нынешнем году произошел трехкратный рост числа участников: в оргкомитет поступило почти 90 заявок, и организаторы были вынуждены серьезно повысить планку — ужесточить требования к проектам. В итоге к участию было допущено 60 заявок, а до финиша добрались 49 претендентов. Как и в прошлые годы, участников оценивал экспертный совет, состоящий из хорошо известных специалистов, которые вносят большой вклад в развитие отрасли данных в России.
В появившейся лишь в нынешнем году номинации «За создание цифровой экосистемы» заслуженную награду получила компания «Орлан», создающая единую экосистему российского строительного рынка. Решение призвано сделать строительный рынок полностью прозрачным, что в том числе позволит избавиться от нечистоплотных игроков и посредников. Систему начали внедрять в столичном регионе, а затем она была масштабирована и сейчас охватывает Северо-Западный регион и Татарстан. Кроме того, система используется в проекте «Новый город — 2025», который реализуется под Владивостоком. К 2025 году планируется оцифровать весь российский строительный рынок: охватить всех участников и создать полный функционал по заказу строительных материалов и реализации товаров и услуг, реализуемый через личный кабинет.
В номинации «За создание новой бизнес-модели, основанной на данных» лауреатом стала компания «К-Скай», трансформировавшая монетизацию медицинского проекта Webiomed. Компания отказалась от предоставления своих решений медицинским учреждениям и органам здравоохранения по модели подписки, взамен получив право использовать в научных целях данные, появляющиеся в системе. Теперь основной бизнес компании заключается в проведении исследований на основе накопленных данных. В 2021 году выручка проекта увеличилась в пять раз.
Победа в номинации «За обеспечение качества данных» присуждена компании Tele2 за создание полноценной экосистемы работы с данными. В качестве отмеченных заслуг Tele2 можно назвать не только выстраивание процессов управления данными, внедрение системы управления их качеством и построение каталога данных, но и «демократизацию» данных. Массовый перевод сотрудников на BI-инструменты самообслуживания, ставший возможным в результате наведения порядка в данных, позволил ускорить решение бизнес-задач.
В номинации «За достижения в подготовке специалистов по управлению данными» победила компания DIS Group с программой евангелизации подходов к управлению данными. В 2021 году обучение в тренинг-центре компании прошли более 500 человек (из них свыше половины — по направлению Data Governance), более 3 тыс. человек приняли участие в форумах и вебинарах. DIS Group в течение нескольких лет предпринимает большие усилия в области подготовки кадров для работы с данными и популяризации подходов data-driven в бизнес-сообществе, что и было отмечено экспертами.
Номинация «За повышение эффективности бизнеса» традиционно является самой массовой в рамках конкурса Data Award. За победу в ней сражаются многие «тяжеловесы» рынка, и наибольшие шансы имеют те, кто готов озвучить конкретные бизнес-эффекты от внедрения. В нынешнем году на присуждение премии в этой номинации подали заявки 14 участников, а лауреатом с огромным перевесом стала «Северсталь», представившая проект оптимизации работы листопрокатного стана 5000 с помощью машинного обучения. Фактически речь идет о создании «цифрового цеха» путем использования научных принципов и подходов для реализации полностью автоматизированного управления промышленными агрегатами. Достигнутый результат превзошел ожидания: производство выросло на 5%. За три квартала 2021 года было выпущено более 20 тыс. тонн дополнительной готовой продукции на сумму около 1 млрд руб.
В номинации «За реализацию инновационной идеи» экспертный совет премии отметил самарскую компанию «Смартс», разработавшую систему акустического мониторинга автодорог. Система на базе распределенного акустического сенсора позволяет контролировать ситуацию на участках дороги протяженностью до 100 км без подключения к энергетической инфраструктуре и с высокой точностью позиционирования событий на карте. Решение способно распознавать дорожные события и визуализировать на картах обстановку, выявляя превышение и внеплановое снижение скорости, съезд автомобиля на обочину, движение пешеходов и тяжелой техники, а также проведение дорожных работ. На данный момент в режиме реального времени стали «слышны» 240 км автомобильных дорог Самарской области.
В номинации «За реализацию социально значимых инициатив на основе данных» победила АНО «Цифровой регион» из Рязани с проектом оптимизации размещения экипажей скорой помощи, позволившим заметно повысить скорость реагирования медиков на вызовы. Каждая сэкономленная минута может спасти чью-то жизнь, и поэтому этот несложный с технической точки зрения проект нашел большой отклик у экспертного совета.
С самого первого сезона учредители премии присуждают приз «За вклад в популяризацию профессии», которым отмечают персональный вклад человека или усилия компании по продвижению подходов по управлению данными в бизнес-сообщество. В этом году лауреатов было двое: Яна Коваленко, директор проектов Центра цифрового развития АСИ, и Борис Рабинович, CDO «Сбера».
Партнер церемонии компания «Технологии Доверия» (российская команда PricewaterhouseCoopers) учредила специальную номинацию «За применение данных для повышения производительности труда». Приз получила компания «Полюс» за внедрение технологии Process Mining, позволившей оптимизировать бухгалтерские процессы. Лауреаты премии Data Award получили подарки от компании «АктивБизнесКонсалт», а участников церемонии поприветствовал генеральный директор АБК Дмитрий Теплицкий. Компания «Юнидата» подарила всем участникам книгу «Ценность ваших данных», авторами которой стали ее специалисты. Кроме того, компания Naumen своим призом отметила «Россельхозбанк» с экосистемой «Своё село», Ассоциация больших данных — проект «Велогород.online», а Агентство стратегических инициатив — Администрацию Нижнего Новгорода, представившую платформу управления городом «Лобачевский».
Пишу о технологиях, науке и кино!