Лучшая оперативная память для Intel Core 12-го поколения: DDR4 против DDR5
В этой статье мы более подробно рассмотрим производительность масштабирования памяти с процессорами Intel Alder Lake или, точнее, с Core i9-12900K, хотя эти результаты должны применяться ко всему диапазону Core 12-го поколения, особенно при ограничении ЦП.
В предыдущем тесте мы уже сравнивали память DDR4-3600 и DDR5-6000 в 41 игре и обнаружили, что более новая и дорогая память DDR5 в среднем всего на 4% быстрее, хотя и до 20%. быстрее в нескольких избранных названиях. Память DDR4 и DDR5, использовавшаяся в этом тестировании, была очень дорогой, поэтому сегодня мы хотим сравнить ряд комплектов памяти, охватывающих более широкий диапазон цен, все из которых были предоставлены Corsair.
Идея этого теста состоит не в том, чтобы взять несколько комплектов премиум-класса, а затем вручную настроить тайминги и частоты, как мы делали в прошлом. Вместо этого мы хотим протестировать наборы памяти, которые вы действительно можете купить, и посмотреть, как они работают, и сравнить их. Мы связались с Corsair и представили длинный список комплектов, которые мы хотели протестировать, и они были достаточно любезны, чтобы помочь нам.
Всего у нас есть девять комплектов памяти по 32 ГБ из серий Vengeance LPX, Vengeance RGB RT, Vengeance RGB Pro и Dominator Platinum RGB, охватывающих скорости DDR от 2400 до 6200. Мы использовали все тайминги по умолчанию для каждого комплекта и пометили графики. с основными таймингами для каждого из них. Мы просто загрузили XMP на материнские платы MSI Z690 Tomahawk DDR4 и DDR5 и в двух случаях вручную настроили режим передачи, чтобы показать производительность передачи 1 и передачи 2.
Чтобы завершить наш тестовый стенд, мы использовали Radeon RX 6900 XT для всех тестов, и на этом давайте перейдем к результатам…
Пропускная способность памяти и задержка
Мы начнем с проверки пропускной способности памяти с помощью теста копирования из AIDA64. Используя комплект DDR4-2400 в стандартной конфигурации, в которой по умолчанию используется режим передачи 2, мы получаем пропускную способность всего 33,5 ГБ/с. Переключение на 1-ю передачу увеличивает этот показатель на 17%, но даже в этом случае мы все еще ограничены 40 ГБ/с.
DDR4-2933 предлагает небольшой прирост производительности, так как увеличивает пропускную способность почти на 30%, в то время как DDR4-3200, использующая чуть более слабые тайминги, увеличивает пропускную способность только еще на 2%. Помимо этого, улучшения для DDR4 довольно минимальны, и при переходе с 3200 на 4000 мы ожидаем увеличения на 15%. Это не ничего, но для увеличения частоты на 25% это не большой скачок, который объясняется увеличением таймингов.
Corsair предоставила более быстрый комплект DDR4, но он не работал на нашей плате Z690, поэтому мы максимально использовали DDR4-4000 со скоростью чуть меньше 60 ГБ/с. Это говорит о том, что, как обычно, с учетом цен от CL16 DDR4-3600 до CL18 DDR4-3800 будет иметь наибольший смысл.
При переходе с DDR4-4000 на DDR5-4800 мы видим увеличение пропускной способности на 16%, и теперь мы достигли почти 70 ГБ/с. Затем с 4800 до 5200 мы наблюдаем увеличение на 9%, с 5200 до 5600 — на 6% и, наконец, на 11% до 6200, достигая впечатляющей скорости передачи 88 ГБ/с. Но пропускная способность памяти — это еще не все, и для многих рабочих нагрузок задержка памяти важнее, так что давайте посмотрим на это.
Здесь у нас есть данные о задержке AIDA64 DRAM. Задержка DRAM относится к временной задержке между вводом команды и доступностью данных. Таким образом, лучший способ оценить скорость отклика модуля памяти — измерить задержку в наносекундах.
Тесты приложений
Задержка CAS или тайминги CL являются лишь частью уравнения, поэтому вы не можете судить о производительности ОЗУ, основываясь только на таймингах CL, поэтому многие люди были сбиты с толку DDR5 и ее, казалось бы, высокими показателями CL. Скорость памяти (частота) и тайминги CL (задержка) играют решающую роль в производительности системы.
В нынешнем виде DDR5 не достигла частот или таймингов, необходимых для того, чтобы превзойти большинство модулей DDR4 с точки зрения задержки, несмотря на то, что предлагает значительно большую пропускную способность.
Также следует учитывать соотношение DRAM, которое Intel теперь называет передачами 1, 2 и 4. В режиме передачи 1 контроллер памяти работает на той же частоте, что и DRAM, а в режиме передачи 2 контроллер памяти работает на половине скорости памяти и это значительно увеличивает задержку, но может позволить вам использовать память на более высоких частотах для увеличения пропускной способности.
С памятью DDR4 вы в идеале должны использовать передачу 1, поскольку вам нужно будет увеличить скорость памяти до скорости DDR5, чтобы компенсировать увеличенную задержку. С DDR4-2400 мы наблюдаем увеличение задержки на 40% при переключении с передачи 1 на передачу 2, и это приведет к снижению производительности в задачах, чувствительных к памяти, таких как игры.
Когда дело доходит до памяти DDR4, мы снова видим, что оптимальное место находится около отметки 3600, при этом DDR4-4000 едва снижает задержку по сравнению с комплектом CL16 3600.
Затем с DDR5 мы видим, что, несмотря на гораздо более высокую рабочую частоту, задержка не улучшается по сравнению с тем, что мы видим с DDR4, и это связано с тем, что контроллер памяти Alder Lake не может работать в соотношении 1: 1 с DRAM, что вынуждает нас используйте режим передачи 2 для всех тестов DDR5. Даже при 6200 мы по-прежнему наблюдаем задержку в 63 нс, что выше, чем даже у памяти DDR4-3200 CL16. Так что на данный момент DDR5 будет процветать в приложениях и играх, которые требуют большой пропускной способности памяти и не так чувствительны к задержкам.
Тем не менее, многие приложения чувствительны как к задержке памяти, так и к пропускной способности, например Corona. Таким образом, если у вас слабая пропускная способность памяти в сочетании с малой задержкой, общая производительность будет падать, и мы видим это с комплектом DDR4-2400, использующим режим передачи 2, который был по умолчанию для этой конфигурации.
Однако с учетом того, что остальные комплекты памяти предлагают либо высокую пропускную способность, либо приличную задержку, мы наблюдаем не более 11% разницы между самыми быстрыми и самыми медленными комплектами. DDR4-4000 CL18 с передачей 1 давала наилучшие результаты, но DDR4-3200 и 3600 CL16 также превзошли все комплекты DDR5.
Интересно, что Adobe Photoshop более чувствителен к пропускной способности памяти, и это выгодно памяти DDR5, поскольку они дали наилучшие результаты. Тем не менее, DDR4-3600 и 3200 CL16 были не намного медленнее, чем большинство комплектов DDR5, но если вам нужна максимальная производительность в этом приложении, чем быстрее память DDR5, тем лучше.
Игровые тесты
Пришло время для некоторых игр, и мы начнем с Rainbow Six Siege, используя предустановку ультра качества в 1080p с Radeon RX 6900 XT. Невероятно, но 12900K может работать со скоростью более 500 кадров в секунду с использованием памяти DDR4-2400 в режиме передачи 2, а это означает, что лучшие результаты DDR4, которые были замечены с памятью DDR4-3200, были всего на 9% быстрее при сравнении средней частоты кадров, или 14. % быстрее для 1% минимумов.
Память DDR4-4000 обеспечивала аналогичную среднюю частоту кадров, но увеличенная задержка уменьшила минимум на 1%. DDR5, с другой стороны, удалось продвинуться вперед по средней частоте кадров, но она должна работать на скорости 6200, прежде чем она сможет превысить 1% минимума высококачественной памяти DDR4.
При увеличении разрешения до 1440p все немного меняется, хотя поля теперь меньше, поскольку мы ограничиваем GPU. Тем не менее, DDR5-5200 и выше теперь предлагают лучшую производительность на 1% при низкой средней частоте кадров, даже если DDR5-6200 всего на 3% быстрее, чем DDR4-3200.
Horizon Zero Dawn был протестирован с использованием слегка уменьшенной предустановки качества «Favor», и мы снова начнем с данных 1080p. По большей части мы кажемся довольно ограниченными в использовании графического процессора, и это будет иметь место для владельцев 12900K в подавляющем большинстве игр, даже с экстремальным графическим процессором.
Как только мы достигнем DDR4-2933 CL16, мы будем очень близки к тому, чтобы достичь максимума. Память DDR5 с более высокой тактовой частотой действительно обеспечивает небольшое улучшение производительности, но мы говорим не более чем о приросте на 4% по сравнению с DDR4-3600.
Переход на 1440p еще больше сокращает и без того небольшой запас, и теперь все, что выше DDR4-3200, в основном обеспечивает тот же уровень производительности.
Shadow of the Tomb Raider сильно загружает ЦП, но при разрешении 1080p с 6900 XT мы можем перевести игру с ограничения ЦП на ГП, ограниченного временем достижения DDR4-2933 CL16. Мы видим небольшие улучшения по мере увеличения производительности памяти, но с 2933 до 6200 мы наблюдаем увеличение на 7% при минимумах на 1%, вот и все.
Переход на 1440p нивелирует результаты теста, за исключением режима передачи 2 для памяти DDR4-2400, где средняя частота кадров снизилась на 13%.
Cyberpunk 2077 тестировался с предустановкой среднего качества, и в разрешении 1080p мы видим достаточно большую разницу в производительности между различными конфигурациями памяти. Конфигурация DDR4-2400 со второй передачей полностью снижает производительность, поскольку простое переключение на передачу 1 увеличивает среднюю частоту кадров на 41%.
Затем с 2400 до 2933 мы видим дальнейшее увеличение на 12%, и в этот момент DDR4 достигает максимума с 3200, 3600 и даже 4000, предлагая лишь несколько дополнительных кадров.
DDR5 немного повышает производительность, DDR5-4800 была на 4% быстрее, чем DDR4-4000 и 3600, и мы продолжали наблюдать прирост примерно на 3-4% с каждым шагом до DDR5-6200, достигая в среднем 178 кадров в секунду. В итоге это означало, что DDR5-6200 была на 13% быстрее, чем DDR4-4000.
Переход на 1440p начинает создавать узкое место графического процессора, но, что интересно, повышенная пропускная способность DDR5 действительно помогает повысить производительность, а переход с DDR4-4000 на DDR5-4800 увеличил среднюю частоту кадров на 5%, почти не повлияв на 1% минимумов. .
Наконец, у нас есть Hitman 3, и в 1080p только конфигурация DDR4-2400 gear 2 снова заметно снижает темп. Переключение на передачу 1 увеличило частоту кадров на 16%, и отсюда пик DDR4 с комплектом 3600 был всего на 5% быстрее, чем 2400 с использованием передачи 1.
DDR5 снова не сильно улучшила 1% минимумы, но средняя частота кадров увеличилась на 5%, даже с комплектом спецификации 4800.
Увеличив разрешение до 1440p, где мы по большей части все еще превышаем 200 кадров в секунду, Core i9-12900K довольно хорошо разогнан с использованием DDR4-2933. Конечно, мы видим 7-процентное увеличение 1-процентного минимума от DDR4-2933 до DDR5-6200, но это незначительная разница, учитывая значительное увеличение пропускной способности, предлагаемой DDR5.
Какой комплект памяти DDR4/DDR5 для Alder Lake?
Это полный обзор производительности Alder Lake с использованием широкого спектра комплектов памяти DDR4 и DDR5 с процессором Core i9-12900K. Теперь вопрос, что покупать? Лучший способ ответить на этот вопрос — сначала посмотреть на цены…
Хотя мы тестировали память DDR4-2400 и 2933, мы могли бы также игнорировать эти комплекты, учитывая, что они обычно стоят дороже, чем DDR4-3200, а в некоторых случаях даже 3600. Цены действительно начинаются примерно со 100 долларов за комплект 32 ГБ DDR4-3200 CL16, а память Corsair Vengeance LPX, которую мы использовали, стоит 115 долларов.
Затем для DDR4-3600 комплект LPX стоит 140 долларов, а Vengeance RGB RT, который мы использовали, стоит 150 долларов, хотя цены на память с аналогичными характеристиками начинаются примерно со 120 долларов. Затем у нас есть DDR4-4000, которая по большей части не была быстрее, чем комплект 3600, но от Corsair вы смотрите на стартовую цену в 200 долларов. Следует отметить, что вы можете найти аналогичные наборы спецификаций, такие как G.Skill Ripjaws V Series, всего за 135 долларов, и, честно говоря, эту память чрезвычайно трудно превзойти по этой цене.
Лучшее место для памяти DDR4 находится в диапазоне от 3600 до 4000…
Лучшее место для памяти DDR4 — от 3600 до 4000, в зависимости от цен в вашем регионе. Для геймеров память DDR4-3200 CL16 и выше вполне подойдет и позволит максимально использовать возможности Core i9-12900K при ограниченных возможностях процессора, поэтому при покупке учитывайте эту информацию.
Для тех, кто хочет максимизировать ценность процессора Alder Lake, память DDR4 — это то, что вам нужно, и, насколько мы можем судить, нет смысла выходить за рамки DDR4-4000. Поэтому, если в вашем регионе цены на DDR4-3200 CL16 и DDR4-4000 CL18 примерно одинаковы, вы можете выбрать 4000.
Что касается DDR5, то сейчас нет смысла инвестировать в нее, если вы просто не хотите получить лучшее из лучшего, и в этот момент вы собираетесь использовать память со спецификациями 6000+, которая стоит примерно столько же, сколько процессор 12900K. Мы не видим особых причин для использования более доступной памяти от 4800 до 5600, если вы играете, особенно учитывая, что вы, вероятно, будете чаще ограничиваться графическим процессором, чем нет.
Для производительных рабочих нагрузок, когда время — деньги, вы можете оправдать стоимость высококачественной памяти DDR5, но вы также должны убедиться, что 12900K является самым быстрым процессором для этой рабочей нагрузки, в противном случае Ryzen 9 5950X или Threadripper Процессор может быть лучшим вложением.
Торговые ярлыки:
- Corsair Vengeance LPX DDR4 3200 C16 на Amazon
- Corsair Vengeance RGB DDR4 3600 C18 RT на Amazon
- Corsair Vengeance RGB Pro DDR4 3200 C16 на Amazon
- Corsair Dominator Platinum RGB DDR4 3600 C18 на Amazon
- Corsair Dominator Platinum RGB DDR5 5200 C40 на Amazon
- G.Skill Ripjaws V DDR4 3600 CL16 на Amazon
- Intel Core i9-12900K на Амазоне
- AMD Ryzen 9 5950X на Амазоне
- AMD Radeon RX 6900 XT на Амазоне
Пишу о технологиях, науке и кино!